Адаптированная образовательная программа для детей с
тяжелыми нарушениями речи МБДОУ «ЦРР - детский сад №58»
разработана в соответствии с:
- Федеральным законом РФ от
29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- СанПин 2.4.3648-20;
- Приказ Минпросвещения РФ
от 31 июля 2020 года № 373 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным
программам дошкольного образования»;
- Федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ
Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155,
зарегистрированном в Минюсте РФ 14.11.2013, № 30384).
Для составления адаптированной
образовательной программы использовались материалы программ:
- Комплексная образовательная
программа дошкольного образования «Детство» / Т.И. Бабаева,
А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб. : ООО
«Издательство «Детство-Пресс», 2019.- 352 с.;
- Примерная адаптированная
основная образовательная программа для дошкольников с
тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец,
О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л.
В. Лопатиной. — СПб., 2014. — 386 с;
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.
Программа логопедической работы по преодолению общего
недоразвития речи у детей / М.: Просвещение, 2014;
- Нищева Н.В. Комплексная
образовательная программа дошкольного образования для детей
с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3
до 7 лет. Издание 3-е, переработанное и дополненное в
соответствии с ФГОС ДО. - СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО
"ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2018. - 240 с.
Адаптированная образовательная
программа –
образовательная программа, адаптированная для обучения лиц
с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Цели Программы:
- Обеспечение
государственных гарантий уровня и качества дошкольного
образования.
- Сохранение единства
образовательного пространства относительно уровня
дошкольного образования.
- Формирование общей культуры,
развитие физических, интеллектуальных, нравственных,
эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок
учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей
дошкольного возраста.
- Обеспечение развития личности
детей дошкольного возраста в различных видах общения и
деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных,
психологических и физиологических особенностей.
- Создание условий для развития
ребенка, открывающих возможности для его позитивной
социализации, его личностного развития, развития инициативы
и творческих способностей на основе сотрудничества со
взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам
деятельности.
- Повышение социального статуса
дошкольного образования.
Задачи программы:
- охрана
и укрепление физического и психического здоровья детей, в
том числе их эмоционального благополучия
- обеспечение равных возможностей
для полноценного развития каждого ребенка в период
дошкольного детства независимо от места жительства, пола,
нации, языка, социального статуса, психофизиологических и
других особенностей (в том числе ограниченных возможностей
здоровья)
- обеспечение преемственности
целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках
образовательных программ различных уровней (далее –
преемственность основных образовательных программ
дошкольного и начального общего образования)
- создание благоприятных условий
развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развития
способностей и творческого потенциала каждого ребенка как
субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми
и миром
- объединение обучения и
воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых
в обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества
- формирование общей культуры
личности детей, в том числе ценностей здорового образа
жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических,
интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирования
предпосылок учебной деятельности
- обеспечение вариативности и
разнообразия содержания Программ и организационных форм
дошкольного образования, возможности формирования Программ
различной направленности с учетом образовательных
потребностей, способностей и состояния здоровья детей
- формирование социокультурной
среды, соответствующей возрастным, индивидуальным,
психологическим и физиологическим особенностям детей
- обеспечение
психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей (законных представителей) в
вопросах развития и образования, охраны и укрепления
здоровья детей.
Данная программа реализуется
на протяжении всего времени пребывания детей в ДОУ и
направлена на разностороннее развитие детей 3-7 лет с
учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в т. ч.
достижение детьми дошкольного возраста уровня развития,
необходимого и достаточного для успешного освоения ими
образовательных программ начального общего образования.
Адаптированная образовательная
программа ДОУ определяет комплекс основных характеристик
дошкольного образования (объем, содержание и планируемые
результаты в виде целевых ориентиров дошкольного
образования), требования к условиям реализации Программы и
состоит из трех разделов: целевого, содержательного и
организационного. |