В Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном
учреждении МБДОУ «ЦРР - детский сад №58» (далее –
учреждение, МДОУ, МБДОУ «ЦРР - детский сад №58»)
разработана «Основная образовательная программа МБДОУ «ЦРР
- детский сад №58» (далее ООП, Программа), которая
реализуется в группах общеразвивающей направленностей.
Программа разработана с целью психолого-педагогической
поддержки позитивной социализации, индивидуализации и
развития личности детей в возрасте от 1 года до 7 (8)
лет.
Программа – это основной нормативный документ,
который определяет содержание образования и особенности
организации образовательной деятельности;
обосновывает выбор цели, задач, используемых методик,
технологий, форм организации воспитательно-образовательного
процесса; обеспечивает разностороннее развитие личности
детей раннего и дошкольного возрастов в различных видах
деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных
психологических и физиологических особенностей по
направлениям – образовательным областям:
социально-коммуникативное, познавательное; речевое,
художественно-эстетическое и физическое развитие.
Программа реализуется на государственном языке Российской
Федерации – русском языке.
Срок реализации Программы: 6 лет (с
09.08.2021 по 09.08.2027).
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
- «Конвенцией ООН о правах ребенка»;
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ "О
персональных данных";
- Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об
информации, информационных технологиях и о защите
информации";
- Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ "О
защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и
развитию";
- «Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155;
- Приказ Минпросвещения РФ от 31 июля 2020 года № 373 «Об
утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам дошкольного
образования»;
- Примерной основной образовательной программой (Одобренной
решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (протокол от 20.05.2015 №2/15));
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи (далее - СанПиН 2.4.3648-20), утвержденными
постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28
(Зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г.,
регистрационный № 61573);
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания" (далее - СанПиН 1.2.3685-21), утвержденные
постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2
(Зарегистрировано в Минюсте России 29 января 2021 г.,
регистрационный № 62296);
- «Стратегией развития системы образования 2030»;
- Распоряжением Министерства просвещения Российской
Федерации от 09.09.2019 №Р-93 «Об утверждении примерного
Положения о психолого-педагогическом консилиуме
образовательной организации»;
- Уставом МБДОУ «ЦРР - детский сад №58».
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской
Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (далее –
Федеральный закон № 273-ФЗ) дошкольное образование
является уровнем общего образования наряду с начальным
общим, основным общим и средним общим образованием.
Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные
установки развития личности ребенка, основы его
идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому
себе.
Поэтому миссия дошкольного образования – сохранение
уникальности и самоценности дошкольного детства как
отправной точки включения и дальнейшего овладения
разнообразными формами жизнедеятельности в быстро
изменяющемся мире, содействие развитию различных форм
активности ребенка, передача общественных норм и ценностей,
способствующих позитивной социализации в поликультурном
многонациональном обществе.
Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта
включает три основных раздела – целевой, содержательный и
организационный.
Целевой раздел Программы
определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к
формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в
виде целевых ориентиров.
Цель Программы:
проектирование социальных ситуаций развития ребенка и
развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих
позитивную социализацию, мотивацию и поддержку
индивидуальности детей через общение, игру,
познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы
активности.
Цель реализации основной
образовательной программы дошкольного общего образования –
обеспечение выполнения требований ФГОС ДО.
Задачи реализации Программы:
Цели Программы достигаются через решение следующих задач:
1. охрана и укрепление физического и психического здоровья
детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2. обеспечение равных возможностей для полноценного развития
каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от
места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
3. создание благоприятных условий развития детей в
соответствии с их возрастными и индивидуальными
особенностями, развитие способностей и творческого
потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими
детьми, взрослыми и миром;
4. объединение обучения и воспитания в целостный
образовательный процесс на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества;
5. формирование общей культуры личности детей, развитие их
социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных,
физических качеств, инициативности, самостоятельности и
ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной
деятельности;
6. формирование социокультурной среды, соответствующей
возрастным и индивидуальным особенностям детей;
7. обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и
повышение компетентности родителей (законных представителей)
в вопросах развития и образования, охраны и укрепления
здоровья детей;
8. обеспечение преемственности целей, задач и содержания
дошкольного общего и начального общего образования.
9. обеспечение вариативности и разнообразия содержания
Программы и организационных формах дошкольного образования,
возможности формирования Программ различной направленности с
учетом образовательных потребностей, способностей и
состояния здоровья детей.
В соответствии со Стандартом Программа построена на
следующих принципах:
1. Поддержка разнообразия детства.
2. Сохранение уникальности и самоценности детства как
важного этапа в общем развитии человека.
3. Позитивная социализация ребенка
4. Личностно-развивающий и гуманистический характер
взаимодействия взрослых (родителей (законных
представителей, педагогических и иных
работников Организации) и детей.
5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание
ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных
отношений.
6. Сотрудничество Организации с семьей.
7. Сетевое взаимодействие с
организациями социализации, образования, охраны здоровья и
другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и
образование детей, а также использование ресурсов местного
сообщества и вариативных программ дополнительного
образования детей для обогащения детского развития.
8. Индивидуализация дошкольного образования
9. Возрастная адекватность образования.
10. Развивающее вариативное образование.
11. Полнота содержания и интеграция отдельных
образовательных областей.
12. Инвариантность ценностей и целей при вариативности
средств реализации и достижения целей Программы.
В основе реализации Программы лежат подходы:
- личностно-ориентированный подход,
который предусматривает организацию
образовательного процесса с учетом того, что развитие
личности ребенка является главным критерием его
эффективности;
- индивидуальный подход
к воспитанию и обучению дошкольника определяется как
комплекс действий педагога,
направленный на выбор методов, приемов и средств воспитания
и обучения в соответствии с учетом индивидуального
уровня подготовленности и уровнем развития способностей
воспитанников;
- деятельностный подход, связанный
с организацией целенаправленной деятельности в общем
контексте образовательного процесса: ее структурой,
взаимосвязанными мотивами и целями; видами деятельности
(нравственная, познавательная, трудовая, художественная,
игровая, спортивная и другие); формами и методами развития и
воспитания; возрастными особенностями ребенка при
включении в образовательную деятельность;
- культурно-исторический подход заключается в том,
что в развитии ребёнка существуют как бы две переплетённые
линии. Первая следует путём естественного созревания, вторая
состоит в овладении культурными способами поведения и
мышления. Развитие мышления и других психических функций
происходит в первую очередь не через их саморазвитие, а
через овладение ребёнком «психологическими орудиями»,
знаково-символическими средствами, в первую очередь речью и
языком;
- культурологический подход, имеющий высокий
потенциал в отборе культуросообразного содержания
дошкольного образования, позволяет выбирать технологии
образовательной деятельности, организующие встречу ребенка с
культурой, овладевая которой на уровне определенных средств,
ребенок становится субъектом культуры и ее творцом;
- ценностный (аксиологический) подход, предусматривающий
организацию развития и воспитания на основе общечеловеческих
ценностей (например, ценности здоровья, что в системе
образования позволяет говорить о создании и реализации
моделей сохранения и укрепления здоровья воспитанников,
формирования у детей субъектной позиции к сохранению и
укреплению своего здоровья) и гуманистических начал в
культурной среде, оказывающих влияние на формирование
ценностных ориентаций личности ребенка.
В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и
системные особенности дошкольного образования делают
неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста
конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты
освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного
образования и представляют собой возрастные характеристики
возможных достижений ребенка к концу дошкольного
образования.
В соответствии с периодизацией психического развития
ребенка, принятой в культурно-исторической психологии, дошкольное
детство подразделяется на три возраста детства: младенческий
(первое и второе полугодия жизни), ранний (от 1 года до 3
лет) и дошкольный возраст (от 3 до 8 лет).
За основу результатов освоения Программы взяты целевые
ориентиры, в соответствии с ФГОС ДО.
Содержательный раздел
Программы включает описание образовательной деятельности в
соответствии с направлениями развития ребенка в пяти
образовательных областях – социально-коммуникативной,
познавательной, речевой, художественно-эстетической,
физической.
Программа определяет примерное содержание образовательных
областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
детей в различных видах деятельности, таких как:
– игровая (сюжетно-ролевая
игра, игра с правилами и другие виды игры),
– коммуникативная (общение
и взаимодействие со взрослыми и другими детьми,
– познавательно-исследовательская (исследование и
познание природного и социального миров в процессе
наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами
активности ребенка, как:
– восприятие художественной литературы и фольклора,
– самообслуживание и элементарный бытовой труд (в
помещении и на улице),
– конструирование из разного материала, включая
конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
– изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
– музыкальная (восприятие и понимание смысла
музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические
движения, игры на детских музыкальных инструментах),
– двигательная (овладение основными движениями) формы
активности ребенка.
Содержательный раздел Программы включает описание
коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей
адаптацию и интеграцию детей с ограниченными возможностями
здоровья в общество.
Организационный раздел Программы
описывает систему условий реализации образовательной
деятельности, необходимых для достижения целей Программы,
планируемых результатов ее освоения в виде целевых
ориентиров, а также особенности организации образовательной
деятельности, а именно описание:
– психолого-педагогических, кадровых,
материально-технических и финансовых условий;
– особенностей организации развивающей
предметно-пространственной среды;
– особенностей образовательной деятельности разных видов и
культурных практик;
– способов и направлений поддержки детской инициативы;
– особенностей взаимодействия педагогического коллектива с
семьями дошкольников;
– особенностей разработки режима дня и формирования
распорядка дня с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей детей, их специальных образовательных
потребностей.
Объем обязательной (основной) части основной образовательной
программы составляет не менее 60% от ее общего объема. Основная
часть Программы МБДОУ «ЦРР - детский сад №58»
разработана в соответствии с ФГОС ДО, с учетом комплексной
образовательной программы дошкольного образования «Детство»
под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В.
Солнцевой и др.
Объем части Программы, формируемой участниками
образовательных отношений, составляет не более 40 % от ее
общего объема. Часть Программы, формируемая участниками
образовательных отношений, представлена:
- Программа логопедической работы по преодолению
фонетико-фонематического недоразвития у детей, авторы Т.Б.
Филичёва, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова.
- Программа обучения детей плаванию в детском саду, автор
Е.К. Воронова.
- Программа «Основы безопасности детей дошкольного
возраста», авторы Н.Н. Авдеева, Н.Л. Князева, Р.Б. Стеркина.
- Программа «Ладушки», авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева.
- Программа художественного воспитания, обучения и развития
детей 2-7 лет, автор И.А. Лыкова.
Обе части Программы являются взаимодополняющими и
необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
Описание традиционных событий, праздников и мероприятий с
учетом региональных и других социокультурных особенностей
включены в часть, самостоятельно формируемую участниками
образовательных отношений.
Программа также содержит рекомендации по развивающему
оцениванию достижения целей в форме педагогической и
психологической диагностики развития детей, а также качества
реализации Программы.
Система оценивания качества реализации Программы, направлена
в первую очередь на оценивание в МБДОУ созданных условий
внутри образовательного процесса.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование
направлены на:
- обеспечение
коррекции нарушений развития детей с ограниченными
возможностями здоровья, том числе детей-инвалидов в
оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
- освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья, в
том числе детей-инвалидов Программы, их разностороннее
развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и
особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Содержание коррекционно-развивающей работы, направленного
обеспечение коррекции нарушений развития детей с
ограниченными возможностями здоровья, в том числе
детей-инвалидов с учетом их особых образовательных
потребностей отражено в двух адаптированных образовательных
программах по нозологии «тяжелые нарушения речи», «задержка
психического развития».
В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и
системные особенности дошкольного образования делают
неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста
конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты
освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного
образования и представляют собой возрастные характеристики
возможных достижений ребенка к концу дошкольного
образования.
Основные характеристики развития ребенка представлены в виде
изложения возможных достижений воспитанников на разных
возрастных этапах дошкольного детства.
Программа разработана
творческой группой
педагогов. В обсуждении
проекта
Программы
принимали участие
заместители заведующего по воспитательной и
методической работе,
педагогические
работники,
представители родительской общественности.
При проектировании содержания Программы учтены особенности
образовательного учреждения,
региона и
муниципалитета,
возрастные особенности контингента
детей, а
также
образовательные
потребности и запросы воспитанников и их родителей (законных
представителей).
Программа реализуется в очной форме. В случае
необходимости, обучение воспитанников старше 5 лет
может осуществляться с применением при реализации
Программы электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий, занятия с использованием
электронных средств обучения в возрастных группах до 5 лет
не проводятся.
Федеральный закон № 273-ФЗ устанавливает возможность
применения при реализации образовательных программ
электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий (статья 13 Федерального закона № 273-ФЗ), а
при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных
чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной
готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории
Российской Федерации либо на ее части при невозможности
перенесения сроков освоения образовательной программы
дошкольного образования - необходимость осуществления
реализации образовательных программ с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий (статья 108 Федерального закона № 273-ФЗ).
Дошкольная образовательная организация вправе осуществлять
реализацию образовательной программы дошкольного образования
или ее части с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при наличии:
- необходимых условий (кадровых, материально-технических,
учебно-методических), созданных непосредственно в ДОО;
- возможностей и согласия родителей (законных
представителей) воспитанников.
В Программу
ежегодно
вносятся изменения
и
корректировки, с целью ее
совершенствования. |